ГАЗ М20 «Победа»

Развитие советской автомобильной промышленности приходилось на тяжелые времена первой половины двадцатого столетия. В стране то и дело бушевали революции, войны и перевороты.

Первостепенной задачей руководства страны было наращивание обороноспособности.

С конвейеров заводов сходила военная техника и снаряды.

Но прогресс нельзя остановить. Правительство молодой Советской Республики не могло допустить, чтобы страну, победившую в нескольких войнах, упрекали в наращивании только военной мощи. В разгар страшной Великой Отечественной войны в 1941-1942 годах перед советскими конструкторами была поставлена задача — создать автомобиль для мирного времени. Нужно было не просто повторить или скопировать уже существующие экземпляры, а создать принципиально новый, только Советский автомобиль.

Таким шедевром предстояло стать легендарной «Победе». Ходит мнение, что прототипом этой мощной машины был немецкий Opel Kapitan 1938 года выпуска. Но особо патриотично настроенные историки от автомобильной промышленности утверждают, что ГАЗ-М20 исключительно русский автомобиль.

Главным разработчиком был назначен Александр Кириллов. Над чертежами и основными принципы построения автомобиля было поручено работать коллективу конструкторов, которым руководил Борис Кирсанов, разработку формы кузова было решено возложить на Юрия Самойлова. Контроль над работой в целом осуществлял главный конструктор ГАЗ того времени Липгарт А.А.

Многие инженеры и конструкторы, имеющие отношение к строительству автомобилей, до сих пор считают, что «Победа» стала не только новейшей разработкой советского автопрома, но и примером перестройки умов в экстремальных условиях. Особенности ее конструкции состояли в расположении основных узлов и агрегатов, форме корпуса.

Принципиально новым техническим решения в автомобиле стала установка колес на независимой подвеске на пружинах и качающихся рычагах, которая пришла на смену балке передней оси. Установку двигателя было решено произвести между рычагами, а радиатор сместить вперед. Для удобства поездки на заднем сидении встала необходимость создать его широким и комфортным. Некоторые предшественницы «Победы» отличались теснотой кузова, что доставляло некоторые неудобства при езде.

В связи с этим необходимо было решить задачу по расширению автомашины. Для этого было решено «утопить» колеса глубоко в корпус, а выступающие детали кузова вовсе убрать. Коли уж машина создавалась для удобства, в тыльной части автомобиля предусмотрели багажный отсек, который был достаточно вместимый. Крепление механизмов не к раме, а к корпусу кузова — еще одно новшество в автомобилестроении. Машина стала немного ниже, но советская надежность автомобиля была достигнута без утяжеления.pobeda_07

Путем снижения объема двигателя, была достигнута его наибольшая производительность, в сравнении с некоторыми, выпускаемыми в те годы на заводе ГАЗ автомобилями, как следствие, уменьшился расход топлива, что имело важное значение в послевоенное время, но при этом увеличение скоростных показателей произошло в пределах 10%. Еще одним значимым моментом в увеличении функциональных возможностей «Победы» стала оптимальная форма корпуса — обтекаемая. При такой конструкции пятидесяти лошадиных сил в то время хватало, поскольку увеличению скорости способствовали плавный скат крыши, покатое ветровое стекло, технические данные которых, помогали в снижении сопротивления воздуха.

В ту пору на советских заводах не было возможностей штамповать сложные поверхности, поэтому кузов «Победы» приходилось сваривать из нескольких частей металлических листов. Это нельзя приписать к недостаткам автомобиля, скорее это состояние развития промышленности того времени. Преодолев все трудности, конструкторы и автомобилестроители представили машину в 1945 году руководству страны.

Некоторые особенности построения «Победы» нашли применение в конструктивных линиях автомобилей «Волга». Конечно, этот символ ушедшего государства уже не может соревноваться с более технологичными моделями. Несмотря на это, автомобиль, задуманный и сошедший с конвейера в самые трудные дни для страны, остается едва ли не самым успешным опытом в отечественном автомобилестроении прошлого столетия.

Популярное

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий