Автомобили СССР: Жигули

«Жигули» были популярнейшим автомобилем в в СССР 1970-80-х годов, уступая по престижности только номенклатурной «Волге». Машина представляла собой по сути итальянский «Фиат-124», который советские конструкторы немного модифицировали, чтобы приспособить его для движения по советским дорогам. Идею запуска на советском конвейере производства иностранного автомобиля предложил председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин. В связи с повышением уровня благосостояния граждан у них скапливались крупные суммы денег, которые многие стремились вложить в покупку автомашины.

Но качественных автомобилей в СССР остро не хватало, к тому же отечественный автопром начал всё больше отставать от европейского и американского, что подрывало его экспортные позиции, в то время как бюджет страны нуждался в валюте. В связи с этим было решено построить по западным технологиям завод легковых автомашин, чтобы производить на нём отечественную версию какой-нибудь популярной иномарки. Глава Советского государства Л.И. Брежнев поддержал идею своего премьера, и начались поиски подходящего зарубежного автопроизводителя. В конце концов выбор остановили на итальянском автоконцерне «Фиат». Хотя машины этой фирмы не отличались слишком высоким качеством и довольно часто ломались, они были одними из самых дешёвых на западноевропейском рынке. Покладистости руководства фирмы «ФИАТ» способствовала также разразившаяся в то время на её заводах забастовка.

Контракт с СССР позволил концерну компенсировать убытки от стачки, занять и задобрить своих работников. Сыграл свою роль и тот факт, что будущий прототип «Жигулей» носил титул «Лучшего автомобиля 1968 года». В итоге президент концерна «Фиат» В. Валетта и министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов подписали контракт на строительство автомобильного завода в городе Тольятти Куйбышевской области. Любопытно, что этот город получил своё название в честь одного из лидеров итальянских коммунистов. Предприятие получило название «Волжский автомобильный завод (ВАЗ)».

Первенцем завода стал выпущенный в 1971 году «ВАЗ-2101», прозванный «копейкой»..Хотя машина была по сути копией автомобиля «Фиат-124», её конструкцию пришлось дорабатывать. Дело в том, что в своём первозданном виде нежная итальянская машинка мало подходила к условиям нашего бездорожья и холодного климата. Поэтому автомобилю увеличили клиренс, усилили конструкцию кузова, дисковые тормоза задних колёс заменили на барабанные, отлично зарекомендовавшие себя на отечественных машинах, переработали устройство коробки передач. На автомобиле стоял мощный двигатель в 65 л.с.

Название новой машины «Жигули» предложил её главный конструктор Чернов. Новый автомобиль вполне соответствовал стандартам того времени и пользовался спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Однако его наименование «Жигули» ассоциировалось у западных обывателей со словом «жиголо», обозначавшим мужчину, живущего на содержании у женщины (в русском языке часто употребляется другой иностранный синоним — «альфонс»). Поэтому для экспортных версий «ВАЗа» было предложено более благозвучное название «Лада», сохранившееся и поныне.

В том же году была выпущена следующая модель — «ВАЗ-2102» в кузове «универсал», получивший в народе прозвище «Сарай». Машина была предназначена для дачников, однако слабые пружины подвески, унаследованные от «Фиата», мешали перевозить на ней тяжёлые грузы. При малейшей перегрузке автомобиль проседал. Да и проходимость машины, как и у всех «Жигулей», оставляла желать лучшего. Поэтому дачники предпочитали более грузоподъёмные, проходимые, экономичные и дешёвые «Москвичи» и «Запорожцы». Обе модели выпускались вплоть до 1985 года, когда на смену заднеприводным «Жигулям» начали приходить переднеприводные «Спутники».

Спустя некоторое время советские конструкторы совместно с итальянскими выпустили очередной аналог «Фиата» — «ВАЗ-2103». На автомобиль установили более мощный двигатель в 72 л. с. и противотуманные фары, модернизировали приборную панель, сделали салон более комфортабельным. Однако кузов автомобиля оказался неустойчив к ржавлению, поэтому до наших дней их сохранилось даже меньше, чем «Копеек».

В 1974 году появился «ВАЗ-2106». По сути это была улучшенная версия «ВАЗ-2103», отличавшаяся более комфортным салоном и удобным управлением. Задние световые приборы также несколько отличались от таковых у «Тройки». На неё впервые поставили самый мощный жигулёвский двигатель в 77 л.с. Производство машины прекратили в 2006 году.

В 1980-м году на конвейере появилась новая машина — «ВАЗ-2105». От предыдущих моделей её отличали квадратные фары, и пластиковая решётка радиатора вместо традиционной хромированной. Автомобиль был относительно недорогим, простым в ремонте и обслуживании, поэтому пользовался большой популярностью как в СССР, так и в СНГ. Покупали его и за границей, даже в таких далёких странах, как Канада и Бразилия. Производство «Пятёрки» было прекращено в 2001 году.

В 1982 году в продажу поступил «ВАЗ-2107», являвшийся улучшенной версией «ВАЗ-2105». За большую хромированную решётку радиатора машина в насмешку была прозвана «русским Мерседесом». Она имела мощный двигатель от «ВАЗ-2106», анатомические сиденья с подголовниками, подогрев заднего стекла, на приборной панели появился тахометр. Автомобиль сразу стал очень популярен, купить в СССР его было трудно. Он успешно продавался и после развала СССР. В 2000-х годах на него даже устанавливали инжекторный мотор мощностью 73 л.с. Машину сняли с производства только в 2011 году.

В 1984 году на заводе возобновили выпуск универсалов. Новая модель получила обозначение «ВАЗ-2104». Она получила фары и решётку радиатора от «ВАЗ-2105». На более поздние модификации устанавливалась решётка от «ВАЗ-2107». Машина имела более мощные задние амортизаторы, что позволило ей перевозить тяжёлые грузы. Задняя дверь имела несколько иное устройство, чем на «Двойке». Заднее стекло было оборудовано обогревом и стеклоочистителем.

Помимо легковых версий «Жигулей», существовали их спортивные модели. Они успешно участвовали во многих соревнованиях, в том числе и международных. Главным конкурентом на советском рынке им были спортивные версии «Москвича». В 2000-х годах на базе «ВАЗ-2105» были созданы пикапы «ВИС», развозившие различные мелкие грузы.

Многие ноу-хау в советском массовом легковом автопроме апробировались именно на «Жигулях»: дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, электромеханические часы, тахометр, подголовники сидений, блок-фары, содержащие габаритные огни и сигналы поворота, пятиступенчатая коробка передач, двигатель с моновпрыском, дизель.укто

Однако не только в СССР производили по лицензии знаменитый «Фиат-124». В Испании он выпускался под маркой «Сеат-124», в Польше — «Фиат-125Р», в Турции — «Тофаш», в Индии — «Премьер-118». Строились эти машины второй половины 1990-х годов.

Сейчас, не смотря на то, что выпуск «Жигулей» прекращён, их немало ездит по нашим дорогам. Основная причина их популярности — относительная простота и дешевизна ремонта и обслуживания.

Популярное

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий