Автомобили СССР: «Запорожец»

«Запорожец» был самым дешёвым и доступным автомобилем в СССР, а впоследствии некоторое время и в странах СНГ. Не смотря на дешевизну, автомобиль имел ряд интересных конструкторских решений: V-образный двигатель, бездисковые колёса, автономный отопитель салона, защита от случайного запуска стартера при работающем моторе. Даже многие современные автомобили не могут похвастаться подобными ноу-хау.                                Не смотря на наличие зарубежных прототипов и аналогов, ни одна из моделей «Запорожца» не была их копией. На дорогах нашей страны можно до сих пор изредка встретить эти простые и неприхотливые автомобили, но сохранились они в основном у фанатов.

Производство автомобиля было впервые начато на Запорожском автомобильном заводе (ЗАЗ) «Коммунар» в городе Запорожье в 1960 году (тогда Украинская ССР, ныне Украина). Изначально машину планировали собирать на «Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК)» в Москве, но в итоге в связи с загруженностью последнего производство отдали в Запорожье.

Первая модель серии называлась «ЗАЗ-965».
Прототипом для неё послужил итальянский автомобиль «ФИАТ-600», представлявший собой двухдверный фастбэк с расположением двигательного отсека в задней части машины. С него в общих чертах была скопирована форма кузова. При этом конструкция подвески, основанной на двойных продольных рычагах была позаимствована от западногерманского милилитражного автомобиля «Фольксваген-Жук». Она была гораздо прочнее фиатовской на поперечной рессоре, что позволяло эксплуатировать автомобиль в сельской местности с её бездорожьем. Четырёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением собственной конструкции мощностью 23 л.с., разработанный НАМИ и производившийся на Мелитопольском моторном заводе, оказался слишком большим для фиатовского моторного отсека. В итоге объём капота увеличили, что привело к появлению сильной выпуклости кузова сзади. За это автомобиль в шутку называли «горбатым». Автомобиль был заднеприводным, имел четырёхступенчатую коробку передач. Мощности двигателя не хватало для обогрева салона, что привело к необходимости создания автономной печки.

Салон автомобиля был рассчитан на четырёх пассажиров. Не смотря на его небольшие размеры, на передних сидениях места было вполне достаточно, что имело немалое значение для водителя. Однако пассажирам, сидящим сзади, было тесновато. Дверей было всего две, и открывались они не вперёд, как у большинства автомобилей, а назад, поскольку их петли крепились к средней, а не передней стойке кузова. Эта особенность была унаследована «Запорожцем» от его итальянского прототипа. Для доступа на задние сидения передние кресла откидывались вперёд. Ремни безопасности отсутствовали. Модель «ЗАЗ-965А» отличалась наличием более мощного двигателя в 27 л.с., с неё убрали боковые молдинги.

«ЗАЗ-966» появился в 1961 году. Здесь уже за основу взяли американскую автомашину «Chevrolet Corvair». Дизайн кузова «ЗАЗ-966» был в общих чертах сходен с прототипом. Однако «ЗАЗ-966» не стал копией «Chevrolet Corvair». Внешне он оказался больше похож на западногерманский автомобиль «NSU Prinz», вышедший на рынок одновременно с «ЗАЗ-966». Сходство было чисто случайным, поскольку на момент начала разработки «ЗАЗ-966» его немецкий аналог, также спроектированный по образу и подобию легендарного «Chevrolet Corvair», в лучшем случае только задумывался.

В отличие от американской машины, новый «Запорожец» был двухдверным, как и его предшественник «ЗАЗ-965». Двери теперь крепились к передней стойке кузова и открывались вперёд, как у большинства автомашин. Дизайн рулевого колеса и приборной панели был взят от британского автомобиля «Hillman Imp», также сделанного по образу и подобию «Chevrolet Corvair». Переднюю часть кузова украшала хромированная решётка, как у вышеупомянутого «Hillman Imp». Двигатель стал мощнее — 30 л.с. Однако для автомобиля тех лет этого было недостаточно. Для охлаждения двигателя по бокам кузова были сделаны полукруглые воздухозаборники, прозванные «ушами». За это новая машина получила кличку «Чебурашка». Был усовершенствован отопитель салона.

Некоторой модификации подверглась и подвеска. Передняя подвеска, как и на ЗАЗ-965, состояла из сдвоенных продольных рычагов и двух поперечных наборно-пластинчатых торсионов, придававших упругость. Но к торсионам добавились пружины. Задняя независимая подвеска ЗАЗ-966 была совершенно новой: качающиеся полуоси с одним шарниром и установленными под углом 45° А-образными рычагами в ней были заменены треугольными продольно-качающимися рычагами и полуосями, каждая из которых имела по два шарнира. Цилиндрические пружины, создававшие упругость подвески, взаимодействуя с амортизаторами, образовывали единые узлы, опирающиеся на кузов через шарообразные подушки и резины, что обеспечило возможность качания амортизатора во время хода подвески. Фары стали более мощными. Сигнальные фонари сзади имели круглую форму, верхние оранжевые половинки служили сигналами поворотов, нижние красные — стоп-сигналами. К 1967 году машина получила более мощный двигатель в 40 л.с. ЗАЗ-966 выпускали до 1972 года.

Модель «ЗАЗ-968» получила крепления для ремней безопасности и два белых фонаря заднего хода. В целом она мало отличалась от «ЗАЗ-966». Вместо хромированной решётки место между фарами занял блестящий шильдик, очень напоминающий таковой у «Chevrolet Corvair». Модификация «ЗАЗ-968А» имела более совершенные тормоза и несколько иную панель приборов. «ЗАЗ-968» производился с 1971 по 1979 г.

В 1979 году появилась последняя модель «Запорожца» — «ЗАЗ-968М». На эту машину уже ставились моторы мощностью 41, 45 и 50 л.с. Количество хромированных деталей кузова уменьшилось, зато больше стало пластиковых. Вместо «ушей» для охлаждения мотора стали использовать решётки по бокам капота. Однако этого оказалось недостаточно, двигатель часто перегревался. Многие умельцы для улучшения охлаждения монтировали на капоте специальный короб. Задние фонари у нового «Запорожца» стали не круглыми, а квадратными. Выпускалась версия 2ЗАЗ-968М» для инвалидов.528528

Не смотря на малую мощность двигателя, «Запорожцы» всех моделей обладали высокой проходимостью. Это было обусловлено высоким клиренсом и отсутствием под днищем карданного вала, очень уязвимого при касании грунта. Благодаря малой массе машина может уверенно одолевать довольно крутые подъёмы, её легко вытолкнуть из грязи. Поэтому «Запорожец» пользовался популярностью у селян, грибников и охотников. В 1990-е годы появилось много анекдотов о столкновении «Запорожца» и «Мерседеса». Однако, не смотря на все шутки, для своего времени «Запорожец» был неплохой машиной, ничем не хуже тех же «Hillman Imp» и «NSU Prinz». Существовали даже экспортные версии «Запорожца» под названиями «Ялта» и «Элит». Они хорошо продавались в странах Восточной и Северной Европы.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.